Четвертая часть Великого канона преподобного Андрея Критского.

17.06.2016

17 марта, в четверг первой седмицы Великого поста, Архипастырь совершил чтение четвертой, заключительной части Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Свято-Никольском храме г. Первомайск.

Великое повечерие сослужил клирик храма архим. Варсонофий (Подыма).

За Богослужением также молились настоятель храма прот. Анатолий Нырко и клирик храма прот. Александр Лобода.

По окончании Великого повечерия Преосвященнейший владыка Алексий обратился ко всем молящимся со словами проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы братья и сестры, сегодня мы прочитали заключительную часть Великого покаянного канона прп. Андрея Критского. В нем святой угодник показал примеры людей, таких же как и мы с вами: как люди впадали в прегрешения, как они погибали, как каялись и спасали свои души. В одном из тропарей сказаны такие слова: «создав себе самоистукана». Мы знаем, что такое «истукан» - идолы, бесы, которым люди служат. А «самоистукан» - это то, что создаем мы из себя. Это наступает тогда, когда мы перестаем служить Богу и ближнему и начинаем служить своим страстям и похотям. Это состояние особенно страшное, когда человек его не замечает.

Господь учит нас тому, что враг рода человеческого изгоняется постом и молитвой (Мф. 17:21). Сатана отходит от человека, который правильно постится и кается в своих прегрешениях. Помимо того мы должны подтверждать веру своими добрыми делами.

В каноне Андрея Критского множество примеров, когда люди отпадали от Христа. Почему так происходит? Потому что человеку всегда кто-то мешает, человеку всегда кажется, что ему всего мало, он впадает в грех сребролюбия, в грех блуда, сладострастия и т.д. Эти все страсти в большей или меньшей степени присутствуют в каждом человеке. Если мы стараемся благодатью Божией бороться с ними, то мы должны употреблять свое смирение и просить у Бога прощения за свои прегрешения. Как мы молимся в молитве прп. Ефрема Сирина: «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему».

Что мы можем противопоставить гордости? Свое смирение. Господь Иисус Христос, сошедший с Небес, оставив все богатства неизреченного Царства Божьего, богатства Отца Своего, смирился до зела и стал подобен нам, нищим и немощным людям. Христос также нуждался в еде и пищи, в младенчестве Он нуждался в материнской заботе. И Он показал нам путь смирения, чтобы мы не искали своего, а искали того, что нужно на потребу. Царь Давид в 33-м Псалме говорит: «Взыскающие же Господа не лишатся всякого блага». Через несколько столетий Господь повторяет в Евангелии эту мысль: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его» (Мф. 6:33). Но мы не знаем где его искать. Мы заблудились в этой жизни, мы потеряли все духовные ориентиры. И только Церковь, посредством Таинств, молитв, которые мы слышим, указывает нам этот спасительный путь. Да, он нелегок. Сотни и тысячи людей в данный момент находятся дома или развлекаются, а мы с вами стоим на самоосуждении. Каждый из нас сейчас сам себя осуждает. Потому что время поста – это блаженное томление, когда мы чувствуем печаль. Мы печалимся о своих грехах и печалимся по Бозе, мы ждем Воскресения Христова. Но у каждого святого есть прошлое и у каждого грешника есть будущее. А значит есть будущее и у нас с вами. Значит для нас Царство Божие не закрыто. На время Великого поста двери Неба отверзаются и Господь принимает наши молитвы. Но они не должны оскверняться нашим осуждением, ропотом, гневом и раздражительностью. Необходимо стараться приносить достойные плоды покаяния. Мы должны исправить то, в чем мы согрешали. Если кого-то злословили, мы должны благословить этого человека. Если что-то взяли без спроса – мы должны это возвратить. Каждому греху мы должны противопоставить добродетель.

Покаяние, молитва, пост, добрые дела и благодарность Богу – те вещи, которые приведут нас к вечной жизни со Христом. Если сатана видит, что человек благодарит Бога – он убегает от него, для него это – мерзость, он видит, что душа соединяется с Божеством. Не впадайте в уныние, а «помажь голову твою и умой лице твое» (Мф. 6:17). Чтобы Господь, видя ваше тайное, воздал вам явно. Таки образом Господь будет убелять наши душевные ризы, чтобы мы достигли Воскресения Христова готовыми воспринять благодать и неизреченную радость о Воскресшем Христе. Аминь».

Галерея изображений