Четвертая часть Великого покаянного канона.

02.03.2017

02 марта, в Четверг первой седмицы Великого поста, Преосвященнейший епископ Алексий совершил чтение четвертой части Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Свято-Никольском храме г. Первомайск, после чего обратился ко всем молящимся со словами проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры, сегодня мы прочли четвертую, заключительную часть Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Четвертый день мы постимся, посещаем Великопостные Богослужения, творим коленопреклонные молитвы. Этим постом мы подражаем Господу нашему Иисусу Христу. Бог также постился 40 дней и ночей в пустыне. После получения благодати Божией, нужно ее удержать. В конце поста Господь взалкал. Мы знаем, что Христос имеет как Божественную, так и Человеческую природу. Так же как и мы Он имел отца и мать, радовался и плакал, нуждался в одежде и еде. И сразу к Нему приступили не ангелы, а сатана и начал Его искушать: «И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:3-10). Когда мы слушаем Богослужение – мы насыщаем свою душу. Как мертвое тело не нуждается в пище, так и мертвая душа не нуждается в молитве. Потому мы должны насыщать душу не только в храме Божьем, мы должны читать Святое Писание. Оно нас врачует, очищает от греха, дает силу и водворяет мир в наши души и сердца. Почему человек грешит? Потому что он не отличает света от тьмы, потому что плохо знает Закон Божий, потому что редко слушает голос совести. Поступая по Заповедям Божиим, мы понимаем волю Спасителя. Потому мы исповедуемся, каемся в своих грехах, пытаемся исправиться. Если человек не меняется, то исповедь не принесет пользу. Он будет подобен человеку, которому господин простил тьму талантов, а он встретил своего близкого и начал требовать отдать ему в разы меньший долг. Если мы повторяем грехи, то, как бы мы не исповедовались, чтобы мы не говорили, - вспомнятся и эти грехи и предшествующие.

Великий пост открывает нам надежду, потому что мы ждем Светлого Христова Воскресения. Великий пост дарует нам вкус жизни, потому что «сладко ест тот, кто долго не спал» и «вкусно ест тот, кто долго не ел». Господь дарует нам мир, силы духовные, которые сообщаются через смирение. Мы боремся с грехом весь пост, пытаемся не осуждать, не гневаться. Мы понимаем, что без Господа мы не можем наследовать спасения. Почему мы хотим спасения? Потому что все в мире проходящее. Семен Богоприимец прожил более 200 лет, приняв Богомладенца на руки он произнес: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…» Потому что за свою жизнь он уже видел все: смерть своих детей, внуков, правнуков. Он познал все сладости мира, но понял, что в этом нет никакого удовольствия. Потому он стремился к Вечности. Потому и мы стремимся к Вечности. Ведь мы живем в мире страдания, в мире болезни, в мире несправедливости. Потому Господь уготовал лучший мир, потому Он освобождает нас от греха. Будем же всецело уповать на Господа, чтобы Он даровал нам сил на прохождение поприща Великого поста. Аминь».

Великое повечерие совершил клирик храма прот. Сергий Вендель.

Галерея изображений