Епископ Вознесенский и Первомайский Алексий о посте.

05.03.2015

Постом является как физическое, так и духовное совершенствование человека. В физическом плане человек воздерживает себя от многоядения, многоспания, человек берет на себя подвиг физический – поклоны, молитвословия, чтение Псалтири. В духовном же плане человек познает себя, раскаивается в своих грехах, старается свои грехи загладить добрыми делами, то есть быть добродетельным, чтобы принести достойный плод покаяния. Еще в Ветхом Завете пророки, цари, простолюдины принимали на себя пост в знак раскаяния в своих грехах. Также, при выходе на проповедь, израильские пророки и Сам Господь наш Иисус Христос постились.

Потому всякая скверна и злоба несовместима с постом.

Четыре предуготовительные седмицы предлагались перед постом, во время которых мы с вами вспоминали мытаря и фарисея, блудного сына, Страшный Суд и перед самим началом поста - Прощеное воскресенье, во время которого мы просили друг у друга прощение. Так вот, понудить себя простить ближнего своего – это большая борьба, которую человек принимает на себя, борясь с собою, со своим эго, со своей гордыней. И, конечно, своими силами он не может одержать победы над страстями. Осознавая это, мы призываем имя Божие, чтобы Господь смилостивился и помог нам справиться с духовной бранью.

В сердце человека гнездятся различные грехи, пороки, которые не дают ему быть открытым перед благодатью Божией, не дают возможности простить ближнего. Молясь же: «и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим», мы, с одной стороны, призываем на себя милость Божию, с другой стороны - проклятие, потому что и Господь не оставит нам долги наши, если мы не будем прощать.

Апостол Павел говорит: «Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее.» (1Кор. 10: 25-26), также он обращает внимание на то,что: «Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого…. Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем….» (1Кор. 8: 4,8). То есть, если человек вкушает пищу во имя Христа, то, имея крепкую веру,он не оскверняется этой пищей.

Однако, есть понятие «вегетарианство», когда люди вкушают растительную пищу, но делают они это для себя, ради своего превозношения, кичения, и, поэтому вегетарианство не является постом. Потому что отказываться от даров Божиих, от того, что сотворил Господь, не ради поста, покаяния и духовного упражнения, а ради тщеславия - неприемлемо.

Есть люди, например, путешествующие, которые не могут в полной мере соблюдать пост, установленный Церковью, или люди, которые не могут соблюдать пост по состоянию здоровья, или непраздные, кормящие и др. Для таких людей существует послабление поста. Однако послабление допускается только в пище, но никто не снимает с человека постного подвига в молитве, добрых делах, исполнениях заповедей Христовых. Потому приступать к посту нужно с рассуждением и более делать акцент на духовное развитие.

В церковной стихире говорится: «Постяшеся, братие, телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды; расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб, и нищие бескровные введем в домы: да приимем от Христа Бога велию милость».

Как говорит преп. Ефрем Сирин: «Покаяние человека – это Божий праздник», потому, если человек с кротостью приступает ко всякому деланию, это будет достойная жертва за те грехи, которые мы ежедневно творим.

В посту проявляется наша раздражительность, гнев, и противостоять этому нужно со смирением, вспоминая для себя Господа нашего Иисуса Христа, который был пригвожден ко Кресту, никого не злословя, не проклиная, а молясь за своих распинателей.

Также надо вспоминать святых, которые своей жизнью угодили Богу и являются для нас ярким примером. Это - святитель Иоанн Златоуст, который скончался от голодной смерти, но последними словами его были: «Слава Богу за все!». Это и мученики, которые шли на смерть ради имени Христова, не злословя убийц, а своим примером обращая их ко спасению.

Проходя поприще поста, как Господь учит нас,надо, чтобы мы помазали голову елеем, умыли свое лицо и являлись пред людьми не хмурыми, а радостными и благоговейными. Потому что, если мы будем выказывать свой постнический подвиг, то это - лицемерие, с одной стороны, а, с другой стороны,мы не принесем себе никакой пользы. Потому самое главное - внутреннее воздержание, которое не должно выражаться наружно через хмурость взгляда или исступления, а должно быть втайне перед Богом, и Господь, видя тайное, воздаст нам явно.

Часто звучит вопрос: «Как нужно поститься детям?». Ребенка нужно аккуратно подводить к посту, научая и рассказывая ему о подвиге. Мы не можем наложить на ребенка бремя воздержания, как для взрослого человека. Нет ничего страшного в том, что ребенок, который растет и развивается, будет вкушать сметану или творог, потому что - это ему нужно. Необходимо ребенку показывать духовную сторону – например, воздержание от просмотра телепередач, интернета, планшетов, гаджетов и т.д. Конечно, отсутствие этого всего у ребенка надо чем-то заменить. Но чем? Родители обязаны больше времени уделять своим детям, особенно, во время поста, чтобы дети не были праздны. Потому что праздность являет всякую похоть и всякое непотребство.

Также родители, объясняя детям, как необходимо проводить время поста, должны не забывать и о телесном воздержании. Например, если рыба или молоко необходимы для детей, то шоколад, мороженное – вещи, от которых можно воздержаться.

Конечно, стоит вопрос и о воздержании в супружеских отношениях. Апостол нам говорит: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1Кор. 7:5).

Но мы понимаем, что если уклонение от супружеских отношений приводит к ссорам, к разногласиям, к тяжким грехам прелюбодеяния, то здесь муж или жена должны уступать своему супругу (супруге), потому что такое насильное воздержание приведет к грехопадению вашу вторую половину. Так что, воздержание в посту в супружеской жизни должно быть таким, чтобы благочестие одного из супругов не подавало поводов к тяжелому падению другого, ибо на этом благочестивом человеке греха будет больше, чем на том, кто сотворил грех блуда.

Проходя Великий пост, мы приносим Христу не свои блага или добродетели, а приносим грехи. И в конце каждого дня мы должны анализировать, как прошел наш день: кого мы обидели, что мы сделали плохого. Потому что тело физически утончается, и вся та злобная энергия, которая накапливается в нашем сердце, ищет выхода. Все это выражается в гневе и раздражительности. И чтобы наш пост был угоден в очах Господних, нужно помимо воздержания и духовного делания, творить дела милосердия, уподобляясь Богу, прощать прегрешения нашим ближним, помогать нашим ближним и, тем самым, шествовать ко Страстной седмице, где уготована нам встреча с Господом нашим Иисусом Христом , с Его распятием, смертью и Его Светлым Воскресением.

+Алексий,

епископ Вознесенский и Первомайский