Христиан узнают по любви.

14.04.2016

Безусловно, каждый христианский пост – это Божий дар, который дает возможность замедлить бег времени, отойти от привычной суеты. Особенно ценным временем для «лечения» души является Великий пост. В дни и недели сознательного отхождения от чрезмерности в питании, впечатлениях, информации, эмоциях особенно заметными становятся пустоты в наших мнимых благодетелях. Возникает потребность в усиленной молитве, в тщательном анализе поступков, чувств и мыслей. В это святое и очищающее время мы как никогда нуждаемся в совете и духовной помощи, расставлении духовных и нравственных ориентиров.

В великопостные дни борьбы за душевное очищение Анна Блощинская, руководитель школы для глухих «Слышать сердцем», побеседовала с епископом Вознесенским и Первомайским Алексием — учредителем и организатором миссионерского, духовно-просветительского фестиваля православной глухой молодежи «Первомайские встречи», проходящим в мае на территории нашей епархии. Владыка поделился мыслями о непреходящих христианских истинах и ценностях.

– Владыка, что в жизни наиболее важно для нас как христиан? И что для нас же в этой жизни опасно?

–Мы живем в мире, постоянно навязывающем нам много ценностей: быть лучшим, быть первым, быть главным. Но при этом неизменно забывается, затирается самая главная истина Христова – любовь. Как нас узнают среди огромного числа людей? Как поймут, что мы христиане? О том, что мы Христовы, должна говорить любовь. Между нами должна пребывать любовь – вот главный признак нашей принадлежности ко Христу. Как же современному человеку возжечь такую любовь в своем сердце? Как сохранить ее? И как эта любовь может проявляться? Предлагаю поразмыслить над таким тезисом: двигателем прогресса человеческой цивилизации являются две страсти – лень и тщеславие. Лень направляет деятельность человеческого ума в сторону создания зоны комфорта. Тщеславие заставляет человека горячо желать обладания многими вещами, при этом все, что есть, должно быть у него лучше, круче, дороже, удобнее, чем вчера. Или чем у других. Либо и то, и другое вместе. В любом случае, технический прогресс идет своим чередом, зона человеческого комфорта распухает до необъятных размеров, включая в себя просто немыслимые псевдоважные вещи, но исключая Бога. Все. В этом месте можно ставить жирную точку. Ничего не выйдет: мы ищем счастья, упорно исключая из поиска само счастье. Донельзя усложняем себе жизнь, добавляем все больше и больше забот, призванных якобы приблизить нас к райскому берегу, но, увы, — мы плывем в лодке с дырявым дном, и без устали придумываем все новые и новые средства, все более замысловатые инструменты, чтобы… расширить дыру!

Если провести параллель между людьми и птицами, получится любопытная картина. Птицы ведь как строили свои гнезда тысячи лет назад, так и строят. В небоскребах они не нуждаются. И продолжительность их вольной жизни относительно времени, затраченного на постройку гнезда, весьма велика. Мы же начинаем хлопоты о благоустройстве своего «гнезда», едва приподнявшись со школьной скамьи, и не заканчиваем их никогда. Нас учат желать большего, внушают, что мы заслуживаем лучшего. Крючок проглочен, желание иметь излишества постоянно растет. А излишество расслабляет душу, порождает похоть. И эта похоть в свою очередь заставляет человека двигаться дальше, к новым мнимым горизонтам. Все больше усложняется жизнь, все меньше радуется сердце. Покойный Блаженнейший Митрополит Владимир говорил о том, что прогресс развивается, вот только человек не становится от этого более счастливым и более правым. И это действительно так, потому что мы пытаемся создать рай без Бога, а рай без Бога – это ад.

Слава Богу, есть непреходящие ценности, которые принес в этот мир Господь наш Иисус Христос. Он принес нам закон ЛЮБВИ.

Открыл нам этот основополагающий закон, на котором зиждется все человеческое мироздание и целая вселенная. Закон любви – это сам Господь Бог. И он пребывает непрестанно в мире, видимом нашему глазу, и в мире невидимом. Апостол Иоанн Богослов также говорит о том, что Бог есть любовь, и на этом базисе строятся все остальные законы – физические, химические, математические и т.д.

Господь нас учит: возлюби врага своего, благословляй проклинающих тебя (см. Мф. 5:43). Все мы часто сталкиваемся с неразрешимой проблемой, которая постепенно съедает человека: это зависть, гнев, злопамятство, раздражение. И мы все эти камни несем на себе. Подчас ноша эта уже и непосильна для нас. Она тяжела для души, давит и угнетает. Она лишает нас покоя, истощает физически. И эту слабость нашу предусмотрел Господь, когда даровал нам молитву «Отче наш». В ней читаем мы сокрушенно: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (см. Мф. 6:9-14). Лекарство есть: мы должны прощать наших обидчиков, быть милосердными с нашими должниками. Что касается такой ядовитой страсти как зависть, мы осведомлены об ее опасности из ветхозаветной истории о первом человекоубийстве. Каждый помнит о том, как Каин убил своего брата Авеля. Произошло это из-за зависти. Человек убил человека, брат поднял нож на брата. И всегда есть люди, которые принимают благую весть, а есть те, кто просто слушают и стоят, как наблюдатели.

— Владыка, Вы уже второй год будете проводить фестиваль православной глухой молодежи «Первомайские встречи». На фестиваль приедут священники, миссионеры, сурдопереводчики, волонтеры, который трудятся среди глухой паствы. Также съедутся и сами неслышащие люди. Программа фестиваля будет наполнена интересными мероприятиями. Наши гости с нетерпением ждут духовных бесед, живого общения, готовятся к участию в праздничном концерте. Очень важным событием для них несомненно станет общая молитва на жестовом языке. Организуя мероприятие такого масштаба, Вы показываете, как УПЦ любит глухих людей, Вы личным примером учите нас любви. А ведь это и есть исполнение заповеди Господней «возлюби ближнего своего…»

– Господь учит, что кто любит Меня, тот соблюдает заповеди Мои. И действительно, в Таинстве крещения читается Евангелие, в котором написано: «идите, научите, крещающи их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (Мф. 28:19). Вначале нужно научить человека. Ведь вера зарождается от услышанного. Мы столкнулись в нашем служении с такой категорией людей, которая не может слышать, но заповедь эту никто не отменял. И каждый человек имеет благодать апостольскую, которую получает в Крещении, независимо от того, является ли он священнослужителем или мирянином. Получив такое высокое благословение в таинстве крещения, мы просто обязаны благовествовать Истину. Господь говорит «Я есть Истина, Путь и Живот» (Ин. 14:6). Мы должны осознавать свою высокую ответственность и милость Божию к нам. Читая житие Господа нашего Иисуса Христа, мы находим множество примеров, в которых Воплотившийся в мир и Пришедший отдать Свою жизнь за нас пострадал за каждого из нас.

Каждая душа призвана Господом ко спасению. Я совершенно уверен в том, что в проведении этого фестиваля заключается уникальная возможность в чем-то уподобиться апостолам – первым христианам – которые проповедовали Слов Божие людям, не знающим Бога. Мы имеем радость попытаться зажечь с этими людьми свет любви: ту лампаду сердечную, которая затеплится в душе одного человека, а от него перейдет и к другим. Мы знаем отрывок из Евангелия о том, как Господь обратил самарянку у колодца Иакова. И женщина пошла и рассказала об Учении своему народу и обратила весь Самарийский город ко Господу. Так и у нас: когда мы возжигаем лампаду любви в человеке, этот свет распространяется дальше, и каждый видит его и обращается к нему, просвещаясь Истиной Христовой. Исполняя заповеди Божии, мы подтверждаем любовь к Богу не просто словами, потому что вера без дел мертва (см. Иак. 2:26), а своей жизнью.

– Как бороться с грехами тщеславия, гордости? Как развивать в себе любовь?

–Человек имеет свободную волю. В связи с этим перед ним обычно возникает дилемма: с одной стороны Господь учит нас, что кто кому покорился тот тому и раб (см. Мф. 4:1-2). С другой стороны, Христос предлагает нам взять на себя иго Его благое (см. Мф. 11:29). Христианский опыт же свидетельствует о том, что если у человека есть зачатки любви к прекрасному, потребность нести добро и служить Истине, то со временем Господь найдет путь к сердцу такого человека и пошлет ему того, через которого он сможет получить просвещение, потому что Господь ищет ищущих Его (см. Втор. 4:29).

Для того же, чтобы побороть тщеславие и гордость, нужно иметь смирение. Великое множество творений святых отцов говорят об этих страстях, о необходимости противостоять им. Но мы должны понять одно: как сказал святитель Тихон Задонский, «мы идем к Господу не только чтобы разделить с Ним радость и Фаворский свет, но так же разделить Его страдания и Голгофу». Тогда действительно путь наш можно будет назвать истинным. А часто ведь зачем приходят ко Христу? За красивым словцом, за благообразным видом. За одеждами подобающими и красивыми. А потом не находят того, чего хотели…