«Не лобзания Ти дам, яко Иуда…»

13.04.2017

13 апреля, в Великий Четверг, Правящий архиерей Вознесенской епархии совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Свято-Покровском храме г. Первомайск.

Его Преосвященству сослужили настоятель храма прот. Вячеслав Симчук, клирик храма иерей Евгений Липанов.

После Евангельского чтения Архипастырь обратился ко всем молящимся со словами проповеди.

В этот великий день – четверг Страстной Седмицы совершается воспоминание Тайной Вечери и установление Таинства Божественной Евхаристии – причастия Святых Тела и Крови Христовых. Накануне Своих Крестных Страданий Господь Иисус Христос дает ученикам – 12-ти апостолам, а вместе с ними и всей Церкви возможность истинно приобщиться Его Тела и Крови и тем самым соединиться с Ним и в Нем пребывать. Это величайший Дар Бога человеку. "Сие творите в Мое воспоминание" - заповедует Божественный Учитель. (Лк. 22; 19) И христианская Церковь с самых первых дней своего земного бытия всю свою жизнь строила вокруг Евхаристического общения. В самом начале книги Деяний святых апостолов говорится о том, что уверовавшие и крестившиеся во имя Господа Иисуса "постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах" (Деян. 2; 42). В апостольском чтении Великого Четверга святой апостол Павел, обращаясь к Коринфянам, говорит: "Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет". (1Кор. 11; 26) Таким образом участвуя в этом величайшем и святом Таинстве мы свидетельствуем о той жертве, которую принес за нас Спаситель ради нашего избавления от греха и смерти.

В народе этот день получил еще одно название – Чистый Четверг, потому что Евангелие рассказывает нам о том, что прежде чем возлечь на Вечере, Господь умыл ноги Своим ученикам, показав им пример того, как они и все христиане должны относиться друг к другу: "Знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете". (Ин. 13; 12-17). Этим же Господь показывает, что к святому и великому Таинству необходимо приступать, очистившись от духовной скверны и нечистоты. Великий учитель христиан, святитель Иоанн Златоуст в одном из своих слов в Великий Четверг так учит верующих относиться к Таинству Божественной Евхаристии:

"Как многие ныне говорят: желал бы я видеть лицо Христа, образ, одежду! Вот, ты видишь Его, прикасаешься к Нему, вкушаешь Его. Ты желаешь видеть одежды Его, а Он дает тебе самого Себя и не только видеть, но и касаться, и вкушать, и принимать внутрь. Итак, никто не должен приступать с пренебрежением, никто с малодушием, но все с пламенною любовью, все с горячим сердцем и бодростию. Если иудеи ели агнца с поспешностью, стоя и имея сапоги на ногах и жезлы в руках, то гораздо более тебе должно бодрствовать. Они готовились идти в Палестину, ты же готовишься идти на небо. Поэтому должно всегда бодрствовать, – немалое предстоит наказание тем, которые недостойно приобщаются. Подумай, как ты негодуешь на предателя и на тех, которые распяли Христа. Итак, берегись, чтоб и тебе не сделаться виновным против тела и крови Христовой. Они умертвили всесвятое тело; и ты принимаешь его нечистою душою после столь великих благодеяний. Во самом деле, Он не удовольствовался лишь тем, что сделался человеком, был заушен и умерщвлен; но Он еще сообщает Себя нам, и не только верою, но и самим делом делает нас Своим телом. Насколько же чист должен быть тот, кто наслаждается бескровною жертвою? Насколько чище лучей солнечных должны быть – рука, раздробляющая плоть Христову, уста, наполняемые духовным огнем, язык, обагряемый страшною кровью! Помысли, какой чести ты удостоен, какою наслаждаешься трапезою! При виде чего трепещут Ангелы, и на что не смеют взглянуть без страха, по причине сияния, отсюда исходящего, тем мы питаемся, с тем сообщаемся и делаемся одним телом и одною плотию со Христом. Какой пастырь питает овец собственными членами? Но что я говорю – пастырь? Часто бывают такие матери, которые новорожденных младенцев отдают другим кормилицам. Но Христос не потерпел этого, но Сам питает нас собственною кровью, и через это соединяет нас с Собою. Размысли же, что Он родился от вашего естества. Но ты скажешь: это не ко всем относится. Напротив, ко всем. Если Он пришел к нашему естеству, то очевидно, что пришел ко всем; а если ко всем, то и к каждому в отдельности. Почему же, ты скажешь, не все получили от этого пользу? Это зависит не от Того, Который благоволил совершить это для всех, но от тех, которые не восхотели. С каждым верующим Он соединяется посредством Таин, и сам питает тех, которых родил, а не поручает кому-либо другому; и этим опять уверяет тебя в том, что Он принял твою плоть. Итак, удостоившись такой любви и чести, не будем предаваться беспечности. Не видите ли, с какою готовностию младенцы берут сосцы, с каким стремлением прижимают к ним уста свои? С таким же расположением и мы должны приступать к этой трапезе и к сосцу духовной чаши, – или лучше сказать, мы с большим еще желанием должны привлекать к себе, подобно грудным младенцам, благодать Духа; и одна только у нас должна быть скорбь – та, что мы не приобщаемся этой пищи. Действия этого таинства совершаются не человеческою силою. Тот, Кто совершил их тогда, на той вечери, и ныне совершает их. Мы занимаем место служителей, а освящает и претворяет дары сам Христос. Да не будет здесь ни одного Иуды, ни одного сребролюбца. Если кто не ученик Христов, то пусть удалится; трапеза не допускает тех, кто не таковы. Это та же самая трапеза, которую предлагал Христос, и ни чем не менее той. Нельзя сказать, что ту совершает Христос, а эту человек; ту и другую совершает сам Христос. Это место есть та самая горница, где Он был с учениками; от суда они вышли на гору Елеонскую. Выйдем и мы туда, где простерты руки нищих; это именно место есть гора Елеонская; множество же нищих – это маслины, насажденные в доме Божием, источающие елей, который будет полезен для нас там, который имели пять дев, и которого не взявши, другие пять погибли. Взявши этот елей, войдем, чтобы нам с горящими светильниками выйти на встречу Жениха. Взявши этот елей, выйдем отсюда. Не должен приступать сюда ни один бесчеловечный, ни один жестокий и немилосердый, словом – ни один нечистый".

Богослужение этого дня имеет немало особенностей, присущих лишь ему одному. На утрени после пения "Бог Господь" исполняется тропарь Великого Четверга: "Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех благий, Господи слава Тебе". А на Литургии вместо Херувимской песни, запричастного и причастно стиха, а также молитвы "Да исполнятся уста наша" поется трогательная песнь "Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя Господи во Царствии Твоем".

Галерея изображений