Неделя 5-я Великого поста.

17.04.2016

17 апреля, в 5-ю Неделю Великого поста, Преосвященнейший епископ Алексий совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Свято-Вознесенском кафедральном соборе г. Вознесенск.

Его Преосвященству сослужили настоятель собора прот. Владимир Семенюк и клирик собора иером. Матфей (Пимашин).

За Богослужением пели архиерейский (руководитель Валентина Обезюк) и детский (руководитель Надежда Рахуба) хоры.

После Евангельского чтения Преосвященнейший владыка обратился ко всем молящимся со словами проповеди. В частности епископ Алексий сказал:

«Дорогие отцы, братья и сестры, всего неделя отделяет нас от Страстной седмицы, когда мы будем переживать последние дни Иисуса Христа, Его распятие и Воскресение.

Готовясь к страданиям, Господь говорит Своим ученикам: «вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет» (Мк. 10:33). Ученики слушали Его воспринимали далеко не все слова. Здесь мы видим некую подмену, которая происходит в сознании человека, в сознании апостолов. Господь говорит, что воскреснет в третий день и благая весть Воскресения затмевает все остальное. Ученики уже не обращают внимания на страдания, на предательство. Два ученика подходят к нему и говорят: «Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей» (Мк. 10:35-37). То есть, когда Господь воцарится, они хотели получить хорошие места в Царствие Небесном. Спаситель отвечает им: «вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бо́льшим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:42-45).

Господь показывает тот образ жизни, который не вкладывается в наш разум, в наш обыденный быт. Мы привыкли, что цари, власть имущие стоят выше всех, Спаситель же говорит, что самый старший будет всем слугой. Тем самым здесь сокрыта вторая Заповедь любви к ближнему. Святой Августин говорит, что если человек не хочет, чтобы плоть была одухотворена, то дух будет плотью, но если мы не стремимся к духовному, то мы осуетимся и будем мерять все земными мерками. В Царствие Божием все не так, его нельзя измерять земными категориями. Нам не с чем сравнивать, потому что Царство Небесное – это то место, где преизобильно изливается благодать любви Божественной на всякого там находящегося. Каждый из нас должен об этом задуматься.

Второй Евангельский отрывок сегодня повествовал нам о женщине, которая пришла и помазывала ноги Христовы святым миром (Лк. 7:36-50). Миро – благоуханное масло, которое стоило очень много денег. Все мы с вами просим у Господа прощенья. Но здесь Господь нам показывает то, что прощение изливается на всякую душу человеческую, но не всякий человек хочет каяться в грехах. Мы можем усвоять прощение настолько, насколько нам присуще покаяние. Возникает другой вопрос: что же такое покаяние? Покаяние – это то, когда мы пришли на исповедь к священнику и рассказали о своих грехах. Покаяние – это многодневный, ежедневный труд, это отвращение от греха. Ты должен отказаться от того, чем ты грешил. Святые отцы говорят, что необходимо возненавидеть грех и возлюбить грешника. Мы должны так поступать. Без покаяния мы не сможем войти в Царствие Небесное, мы не сможем получить прощения, потому что не сможем воспринять то, что Господь нам дарует.

Господь приводит следующий пример: «у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил» (Лк. 7:41-43). Если мы каемся и чувствуем прощение грехов, у нас возникает любовь ко Творцу, любовь к Богу, мы чувствуем благодарность к Нему. Проходя поприще Великого поста, мы должны осознавать, что бесы также могут поститься и молиться. Но мы должны украшать свой пост делами милосердия, делами сострадания, делами помощи ближнему. Пост и молитва для грешника – это побуждение к покаянию».

За Богослужением Архипастырь возносил молитвы о мире в Украине.

Галерея изображений