Неделя о мытаре и фарисее.

21.02.2016

21 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее, Преосвященнейший епископ Алексий совершил Божественную литургию в Свято-Ильинском храме г. Вознесенск.

Его Преосвященству сослужили: благочинный Вознесенского округа прот. Владимир Семенюк, настоятель храма прот. Петр Рейнбах.

За Богослужением Архипастырь возносил молитвы о мире в Украине.

По окончании Литургии Правящий архиерей обратился ко всем молящимся со словами проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Всех вас, отцы, братья и сестры, поздравляю с Воскресным днем. Уже начались подготовительные дни к Великому посту. Люди, исследуя мир, пишут множество книг, художники пишут картины. Господь же, зная его, этот мир, часто выражает его суть в нескольких предложениях, в притчах. Мы знаем притчу о заблудшей овце, которая символизирует Адама и всех нас, заблудившихся и отпавших от Бога. Господь, в притче о потерянной драхме, показывает сущность человеческой души. Мы ни один раз также слышали притчу о мытаре и фарисее. Мы знаем, что такое фарисейство, мы знаем, в чем он был не прав. Господь в этих кратких словах показал сущность нашей духовной жизни. Мы помним те времена, когда неверующие притесняли верующих. В истории также были случаи, когда верующие притесняли неверующих. Немецкие крестоносцы крестили жителей Прибалтики, и нежелающие принять Таинство были убиты. Все в этой жизни не ново. Но тут мы видим совсем другой пример. Это пример двух верующих людей, таки как мы с вами. Один – знатный человек, занимающий высокое положение в обществе. Другой – представитель исполнительной власти, мытарь, собиравший подать со своих единоплеменников. Люди ненавидели мытарей. Мы знаем, как молился фарисей и как молился мытарь. Часто мы также кичимся тем, что мы православные, что у нас есть полнота Истины, мы смотрим на других людей свысока, не замечая своих грехов. Мы молимся, как говорит святитель Феофан Затворник, теми словами, которые читаются и поются на клиросе, теми возгласами, которые читают священнослужители. Но нужно молиться еще внутренне, подобно мытарю. Ибо покаяние человека, как говорит святой Ефрем Сирин,- это праздник Божественный. Господь дает Свои милости не за количество трудов, а за смирение. Как можно измерить количество молитвы? Апостол Павел говорит: «Непрестанно молитесь» (1 Сол. 5:17). Руки, воздеваемые к небу, должны быть чистыми, без греха и порока. Молитва выражается не только в словах, но и в наших делах. Мы знаем, что фарисей исполнял законы, повеления, иудейские традиции, соблюдал пост. В скором времени наступит время Великого поста и мы также будем говеть, возносить свои молитвы к Богу, творить земные поклоны, понуждать себя на добрые дела. Но если не будет смирения, то все это будет тщетно. А смирения у нас, к сожалению, очень мало. А грехов очень много. Каждый из нас, не смотря на то, архиерей он, священник или мирянин, должен задуматься о том, видим ли мы свои грехи или мы слепы, подобно фарисею? Только тот человек, который приближается к Богу, может увидеть и почувствовать свои грехи. Человек, который не чувствует любви Божественной – не чувствует своих грехов. Почему апостол Павел вопиет: «пришедший в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз?» Почему он признает себя самым великим грешником? Потому что он ощущал любовь Божественную к себе и, чувствуя ее, осознавал свое недостоинство. Мы с вами осознаем такое недостоинство перед Богом? Мы уподобляемся пророку Давиду, который говорит «Аз же есмь червь, а не человек» (Пс. 21:7)? Или наоборот мы говорим: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи» (Лк. 18:11)? Зачастую бывает второе. Грехи других мы замечаем, свои же грехи мы замечаем все реже и реже. Это очень великая беда, потому что человек ослеплен гордыней.

Человеческая душа вправе выбирать с кем она, с Богом или сатаной. Сатана – это тот, кто противится Богу, тот, кто говорит постоянно неправду. Зло, само по себе, не имеет сущности, но оно имеет носителя. Каждый из нас выбирает добро или зло. Человек, живущий во зле, живет в пустоте, потому что кроме себя он ничего не замечает. Но если человек поднимет глаза вверх и увидит те дары, которые уготовал нам Господь, то его выбор будет очевиден. Мы должны прощать друг другу, не искать своей воли, но учиться смирению, без которого все наши труды будут тщетными. Этот пример мытаря и фарисея напоминает еще один Библейский сюжет, двух верующих людей, двух братьев. Каин тоже молился, но не поднимал лица своего от земли к Небу, потому что грех владычествовал им. Господь дает власть, дабы человек владычествовал над грехом. Но у нас как? Начинается пост, и мы перестаем вкушать мясо. Но вместе с тем, люди начинают «есть» друг друга. Мы истязаем себя голодом, а о душе забываем. Мы ставим второстепенные вещи во главу угла. Поститься нужно, но также необходимо контролировать свои мысли и свои чувства. Если ты идешь рядом со Христом, ты должен быть достойным Его, учиться у Него. Ибо Он настолько умалил Себя, что стал рабом для рода человеческого. И до сих пор Он омывает наши грехи, очищает наши нечистоты. «Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь… будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Но мы об этом забываем.

К чему довело нашу страну своеволие? Что мы получили? Разруху и войну. Если природа человеческая не сопряжена с природой Божественной, если он не научается смирению – не будет пользы ни для самого человека, ни для его ближнего. Потому что сатанинская гордыня помрачает ум человеческий, возбуждает похоть, которая рождает грех, а грех рождает смерть. Потому, отцы, братья и сестры, в дни подготовки к Великому посту думайте о том, как вы проведете духовный пост, как вы заставите себя и свою душу почувствовать ту любовь, те благодеяния, которые Господь изливает на каждого из нас. Серафим Саровский учит: «Стяжи смирение и тысячи вокруг тебя спасутся». Мы все составляем Тело Христово и должны заботиться друг о друге так, как заботится и промышляет о нас Господь Иисус Христос. С праздником!»

Настоятель храма, в свою очередь, поблагодарил Архипастыря за Соборное Богослужение и те труды, которые он несет на ниве Архиерейского служения.

Галерея изображений