Правящий архиерей совершил повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского.

24.02.2015

24 февраля, во вторник первой седмицы Великого поста, Преосвященнейший епископ Вознесенский и Первомайский Алексий молился во время Великого повечерия в Свято-Никольском храме г. Первомайск.

Великое повечерие совершил клирик храма иерей Александр Лобода.

Владыка Алексий прочитал вторую часть Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского.

По окончании богослужения Его Преосвященство обратился к верующим с проповедью:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие брать и сестры, Божьею милостью подошел к концу второй день Великого поста – вторник. Люди, которые окружают нас в нашем обществе, которые не веруют, задают вопрос: «Зачем нужен Великий пост?». Первая Заповедь, которую получили Адам и Ева, живя в раю, была в воздержании от плодов древа Добра и зла. Мы знаем, что патриархи, праотцы постились. Всегда нужно помнить пророка Иону и ниневитян, которые, в посте и молитве, отводили от себя гнев Божий. Пост был очень распространен в Ветхом Завете. Господь наш Иисус Христос по Крещении был возведен Духом Святым в пустыню, где Он постился 40 дней и 40 ночей. Для чего же нужен пост? Для чего постились святые угодники? Для чего постились простые люди и цари? Они постились для того, чтобы упражняться в аскезе? Что такое аскеза? Это духовные упражнения. Спортсмен повторяет множество раз одни и те же упражнения, чтобы иметь силу, чтобы иметь навык. Так и мы приступаем к посту, чтобы ограничить свое чрево. Чтобы почувствовать как работает голова, необходимо дать отдых чреву. Иоанн Лествичник называет чрево «жестоким господином». Сегодня в Великом покаянном каноне Андрея Критского мы слышали, что иудеи, исходя из Египта, готовы были оставаться в рабстве, претерпевать издевательства и истязания, лишь бы их не отводили от котлов, наполненных свиным мясом. Человеку с насыщенным чревом сложнее молиться. Утончая свое тело, мы пробуждаем душу. Пение Великого канона вдохновляет нас, потому что мы обращаемся к своей душе и показываем, какими грехами страдали Адам и Ева, каким грехом согрешил царь Давид, как отступил от Бога Соломон. Все это неразрывно связано. Воздерживаясь, мы приносим жертву Христу. Что мы можем пожертвовать, ведь у нас ничего нет? «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50:19). Нам тяжело прощать, потому что сердце заставить невозможно. Из сердца исходят помыслы гордыни, осуждения, кражи, убийства и т.д. Наше сердце не представляет никакой ценности, потом что оно – источник зла. Каждый человек, впадая в то или иное прегрешение, становится причастником дьявола. Подобно тому, как мы причащаемся Телу и Крови Господа нашего Иисуса Христа и наполняемся благодатью Духа Святого, так и напротив, творя грехи, творя зло, мы наполняем свою душу и свое сердце ядом, гордыней. После этого мы, порой, даже озлобляемся на Господа, наш рассудок затуманивается. Всегда нужно помнить слова Евангелия: «Светильник телу твоему есть око твое: аще убо будет око твое просто, все тело твое светло будет: аще ли око твое лукаво будет, все тело твое темно будет» (Мф. 6:22-23). Это и есть наш разум, это и есть наш рассудок. Наш разум не может справиться с сердцем. Мы многое понимаем, но заставить сердце мы не можем. Воля еще каким-то образом может нам помогать. Пришло то время, время поста, когда мы строго постимся, когда мы задумываемся о грехах. Приступая к Причастию, мы слышим слова молитвы: «… пришедый в мир грешные спасти, от них же первый есмь аз…». Но мало кто из нас задумывается, «почему я первый из грешников?». Мы забываем о благоговении, о рассуждении. А ведь священник говорит: «Со страхом Божиим и верою приступите». Мало мы рассуждаем о Таинствах Божиих, о своей участи. «Помни последняя твоя и вовеки не согрешишь». Если бы мы знали, что сегодня умрем, мы до последней секунды себя посвятили тому, чтобы умолить Господа, дабы Он простил наши прегрешения, чтобы Он очистил наши души, чтобы избавил нас от геенского огня. Ад есть, он существует. И бесы есть, которые ждут, чтобы воспринять наши души. Им очень приятно принимать христиан, которые обличаются в Ризу Правды – Крещение, а потом, подобно бесам, теряют свое ангельское достоинство. Мы отступаем от Истины, мы прелюбодействуем, постоянно изменяя Христу. Наша вера Православная, но мы можем еще верить в приметы, читать гороскопы. Источник всякого греха – наша гордыня, наше превозношение. Всегда будем помнить притчу о мытаре и фарисее. Зачем фарисей пришел в церковь? Молиться или возноситься над своим ближним? Кому нужна такая молитва? Часто так происходит и у нас. Мы стоим в церкви, а смотрим на то, как кто совершает поклоны или ставит свечку. Нам нету дела до того, что мы, в этот момент, находимся в Царствие Божием. Во время Великого поста мы обязаны задумываться о своих грехах, не быть легкомысленными. Когда мы приходим к врачу, мы показываем и раскрываем ему все, чтобы он смог искусно уврачевать нашу немощь. Так и перед Христом мы раскрываем свою душу. Господь, конечно же, знает все наши грехи и падения, но, открывая свою душу, мы познаем себя, свою немощь, свою гордость, свою переменчивость. Человек не может быть постоянно одним и тем же. Мы меняемся и в течении дня: у нас хорошее настроение или плохое, мы бываем здоровыми или больными, заняты или пребываем в праздности. По-разному бывает. Но в конце каждого дня мы должны думать о том, как мы провели этот день. Кому-то на ногу наступили или подали руку тому, кто в этом нуждается? Кого-то осудили или воздержались от раздражения? Как я рассуждаю о своем спасении и как я думаю прожить завтрашний день? Мы должны и обязаны так думать. Критерий прохождения поста – познание своей греховности, покаяние, когда сердце начинает сокрушаться, когда сосуд геенны огненной начинает опустошаться. Тогда сосуд нашего сердца может быть наполнен благодатью Божьей, тогда туда может вселиться Господь наш Иисус Христос. Аминь».

Галерея изображений