Праздник Торжества Православия.

05.03.2017

05 марта, в Неделю 1-ю Великого поста, праздник Торжества Православия, Преосвященнейший епископ Вознесенский и Первомайский Алексий совершил Божественную литургию в Свято-Варваринском храме г. Первомайск.

После чтения Евангелия Архипастырь обратился ко всем молящимся со словами проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры, всех вас поздравляю с праздником Торжества Православия, с 1-й Неделей Великого поста! Торжеством Православия вспоминается то обстоятельство, которое было в VII-VIII вв., - ересь иконоборчества. Некоторые посчитали, что иконы – идолы. К этой ереси присоединились даже некоторые императоры. В мире практически нет икон тех веков, потому что их повсеместно сжигали. Для нас, верующих, икона – это окно в Царствие Божие и мы покланяемся не доске, а нашему Творцу, Пресвятой Матери, ангелам и всем святым. Мы не считаем икону божеством, но образом Божиим. Этой ересью были заражены и протестанты. Протестантизм возник в XVI в., но, тем не менее, они также не почитают иконы. Собор святых отцов 787 года установил окончательное почитание икон. Установилось Торжество Православия, потому что уже сложились все каноны, установились все догматы и т.д.

Сегодня мы слышали следующий Евангельский отрывок:

«На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри» (Ин. 1:43-46).

На икону многие люди, научные деятели смотрят как на произведение искусства, другие смотрят как на картинку. Но мы смотрим глубже, в самый корень. Так и Господь узрел Филиппа. Он не видел, во что он одет и т.д. Мы часто судим человека по тому, во что он одет, высокий ли он или маленький, какой у него цвет волос и т.п. Господь так не судит людей. Он увидел Филиппа и позвал его. Назарет полуязыческий город. Но Нафанаил не знал, что Господь родился в Вифлееме и, после бегства в Египет, после смерти царя Ирода, святое семейство поселилось в Назарете.

Мы часто убеждаем людей ходить в Церковь, ставить свечки, исповедоваться и Причащаться, человек стоит, смотрит и ничего не понимает. А бывает, что человек приходит с чистым сердцем и воспринимает Христа, потому что ему сказали просто: «пойди и посмотри».

«Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства» (Ин. 1:47).

Что это значит? Определение «Израильтянин» не означает, что человек родился в определенном месте, принадлежит к определенной политической партии. Израиль – это народ Божий, Израильтянин – дитя Божие, «в котором нет лукавства». Это не значит, что ты должен быть израильтянином по плоти, по национальности. Мы себя называем православными. Но православный – не тот человек, который читает Евангелие, Псалтирь, кладет поклоны, ставит свечи, нет. Православный человек – тот, кто живет с Богом без лукавства. Господь принимает самого последнего грешника с любовью, чтобы тот покаялся и спас свою душу. Так было и с мытарями, с блудниками, так было с разбойником на Кресте и со многими другими. И Господь их не отвергал и не говорил, что они какие-то не такие. Он упрекал книжников и фарисеев. Потому что они лицемеры. Внешне человек соблюдает все, знает Писание, помогает строить синагогу, помогает материально священству, раздает милостыню, соблюдает пост, но Господь называет их «порождением ехиднины» (Мф. 12:34). Человек, который соблюдает Закон лишь внешне, согрешает перед Богом и перед людьми. Жить в мире и жить честно с Богом – быть истинным Израильтянином. Фарисейство и лукавство причастны каждому человеку. Потому что мы грешные, гордые, тщеславные и т.д. Просто один пытается с этим бороться, а другой нет. Такие люди есть и у нас в Церкви.

«Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя» (Ин. 1:48).

К Господу подходили и прокаженные, и слепые, и калеки, и Он всех принимал. Также и апостолов избрал не ученых, не святых людей, но мудрых людей, людей, которые старались жить по правде Божией. Господь видел душу Нафанаила. Также Бог смотрит на каждого из нас.

«Нафанаил отвечал Ему: Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1:49-51).

Когда человек живет честно перед Богом, он живет по Его Заповедям и исповедует Его.

В праздник Торжества Православия возникает вопрос: «А какие у нас отношения с Богом?» Лукавлю ли я, как я отношусь к своим ближним, лицемер ли я? Я одеваюсь опрятно, умываюсь, а что внутри меня? В сегодняшний день каждый из нас должен подумать, как я живу с Богом? Есть ли лукавство в моей душе? Мы должны испытать свою совесть, играем ли мы роль православного христианина, или действительно являемся таковым? Фарисеи и книжники тоже думали, что избраны Богом. Если человек знает и мысленно лукавит перед Богом, он вызывает на себя гнев Божий и Отец Небесный карает его, посылая всевозможные скорби и болезни. Не из-за того, что Господь не любит человека, а из-за того, что человек отворачивается от Христа.

В сегодняшний день, слушая Евангелие, мы должны определиться как мы живем, как мы относимся к Богу, к ближнему, к Церкви, не заблуждаемся ли мы, не гордимся ли, не возносимся ли выше других. Подумайте над этими словами, еще раз откройте сегодняшний Евангельский отрывок, и еще раз подумайте над ним. Каждого из нас Господь призвал. Мы сегодня пришли в Церковь не потому, что нам так хочется, а потому что «От Господа стопы человеку исправляются» (Пс. 36:23). Во дни Великого поста, когда мы берем на себя подвиг постничества, молитвословия, нужно поститься честно. Мы должны живо ощущать присутствие Божие. Тогда Господь благословит все наши добрые начинания и скажет нам, подобно Нафанаилу: «вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства». Аминь».

На Запричастном со словами проповеди ко всем прихожанам обратился диакон Илья Сазонов.

После 33-го Псалма было совершено молебное пение в Неделю Православия.

Затем Преосвященнейший епископ Алексий наградил Архиерейскими грамотами следующих певчих и чтецов Свято-Варваринского храма:

- Райко Валерия Степановича;

- Спыну Елену Станиславовну;

- Пахлю Наталью Борисовну;

- Олийнеченко Людмилу Дмитриевну.

Галерея изображений