Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

11.09.2015

11 сентября, в День Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Преосвященнейший епископ Вознесенский и Первомайский Алексий совершил Божественную литургию в Свято-Варваринском храме г. Первомайск.

Его Преосвященству сослужил настоятель храма прот. Димитрий Бойко.

За Богослужением Архипастырь возносил молитвы о мире в Украине.

По окончании Литургии Преосвященнейший Владыка обратился к молящимся со словами проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры, всех вас поздравляю с праздником Усекновения главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господнего Иоанна! Этот праздник подвигает нас на множество мыслей, потому что сегодня – строгий пост. Сегодня даже не разрешается рыба. Мы с вами празднуем праздник Успения Пресвятой Богородицы – это конец поста, это великое торжество для рода человеческого. Мы с вами празднуем День памяти Великомученика и целителя Пантелеимона, Великомученицы Варвары, День преставления святителя Николая и т.д. Эти праздники являются для нас великими, и в эти дни поста нет. Но именно в День Усекновения главы Иоанна Крестителя полагается строгий пост. Почему? Потому что после Воскресения Христова, каждый святой сразу удостаивался чести и душа его поднималась в Царствие Божие. Но как мы знаем, Иоанн Предтеча пострадал до Воскресения Христова. Потому души праведных: Адама, праотцев, пророка Моисея и всех, кто жил до Воскресения Христова, - спускались в шеол, место забвения. По Воскресении Христовом, Господь, Своей Пречистой Душой, Своим Божеством разрушил врата адовы и освятил путь в Царствие Божие, выведя души праведных из преисподней. Потому Святая Церковь налагает строгий пост, чтобы мы постились и помнили ту участь, которую получил святой Пророк.

Он обличал царя Ирода в том, что он взял себе жену брата своего. Каждого из нас раздражает, когда нам постоянно указывают на наши грехи. В конце концов, мы начинаем ненавидеть обличителя. У нас не хватает терпения, нам не хватает смирения признать свою глубокую греховность. Мы каждый раз пытаемся оправдаться перед другими людьми. И, конечно же, царь Ирод, будучи обличаем от Пророка, тоже озлобился. Озлобилась также Иродиада. Они заключили его в тюрьму, закрыли уста обличителю. Ирод, будучи человеком жестоким и кровожадным, конечно, хотел убить Предтечу Господнего, но он побоялся это сделать. Когда в царском дворце продолжался пир и все уже упились вином, перед собравшимися танцевала дочь Иродиады. Она угодила Ироду и он поклялся ей исполнить любое желание, даже отдать пол царства. Что же она просит? Она не просит денег. Она просит подарок намного ценнее – жизнь человеческую. Какая трагедия произошла! Ирод дал клятву, но свои человеческие слова он поставил выше Заповеди Божией.

Так часто происходит и с нами. Нас связывают какие-то традиции, обязанности и мы с легкостью отступаем от Заповедей Божиих, нарушая их. Мы слышали в словах стихир, что Ироду лучше было бы стать клятвопреступником, нежели убийцей, преступником перед Богом. Но стыд перед людьми превозмогает заповеди Господни. Так часто бывает с каждым человеком, когда мы стыдимся перекреститься, сказать, что мы верующие люди и т.д. Мы видим на этом примере, что нельзя свое слово, какие-то ритуалы, обряды ставить выше Христа.

Почему же Иоанн Креститель обличал? Разве он не хотел жить? Разве он самоубийца? Нет. Но он знал, что он – глас вопиющего в пустыне. Он был исполнен Духа Святого от чрева матери своея. И потому всякие неправду и грех он видел и обличал. Так обличали все пророки и их не любили. Все пророки заканчивали свою жизнь мученической смертью. Как и апостолы, кроме одного. Всех, кто обличал пороки и грехи людские, убивали. Так и мы с пренебрежением относимся к тем людям, которые обличают нас. Но возложенное на Предтечу Господом послушание, подвигало его говорить истину. Он свидетельствовал об истине и обличал ложь и грех. Этот долг имеют те, кто просвещен и есть духоносными людьми. Это долг воина, который идет защищать свое Отечество, ценой своей жизни. В присяге сказано, чем воин может пожертвовать и на что он идет. Это долг матери, которая правильно воспитывает свое дитя, которая не убегает на сторону далече и не передает долг воспитания садику, школе, а ответственно относится к своим обязанностям. Это долг мужа, который добывает хлеб насущный. Мы сейчас видим, какая происходит подмена понятий. Женщины стали мужчинами, а мужчины стали женщинами. Мужские, тяжелые работы выполняют женщины. А мужчины ничего не делают и оправдывают себя тяжелым временем и отсутствием работы. Почему? Потому что каждый убегает от своих обязанностей. Тот человек, который исполняет свою обязанность, кем бы он ни был: пекарем, токарем, преподавателем, священнослужителем и т.д., - он сможет быть достойным христианином, это будет угодно в очах Божиих.

Когда у нас какие-то проблемы, мы ездим по монастырям, ищем, где лучше записку подать, милостыню. Это все правильно. Но этого не стоит искать за тридевять земель. Мы помним притчу, когда Господь говорил помогать ближнему. Это наша семья, наши дети, брат, сестра, те люди, с которыми мы работаем. Не надо где-то их искать. Каждый из нас жаждет помощи и поддержки. Господь мудро устрояет, ведь наше спасение зависит от ближнего, и спасение ближнего зависит от нас. Спаситель нас так переплел, чтобы мы не были безразличными. Креститель Господень Иоанн имел большую ответственность в своем пророческом служении. Не смотря на угрозу жизни, он все равно обличал зло. Он пророчествовал и призывал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3:2). Это великий подвиг. Что же он ожидал? Награду? Нет. Как и мы не ждем благодарности от тех, кто заботится о своих ближних. Как в семье, допустим, мать готовит кушать, стирает, отец делает ремонт и т.д. Они делают это не ради благодарности. И никогда их за это не поблагодарят. За все наши каждодневные заботы, никто нас благодарить не будет. Так и Иоанн Креститель искренне исполнял то, что получил от Господа. И в очах Господних угодно то, когда человек искренне относится к тому, к чему его призвал Бог.

Ответственность за свою работу, за свое послушание имеют духоносные люди, которые стремятся стяжать Духа Святого. Они это делают ни ради похвалы, ни ради награды, а ради Христа. За то, что Господь дает нам чистый разум, дыхание, умение видеть, слышать и т.д. Сегодняшний праздник подвигает нас на то, что человек исполнен Духа Святого и не должен терпеть неправды и грех. «Просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам» (Мф. 7:7). Если мы будем это осознавать, относиться к тому, к чему мы призваны с ответственностью, с усердием, наша жизнь изменится. Мы не можем изменить весь мир, мы не можем изменить ближнего. Паисий Святогорец говорит: «Если ты думаешь, что можешь изменить ближнего – ты гордец». Мы люди подобострастные и грешные. Мы не должны искать правды, мы должны искать смирения. Правда одна – слово Божие. Каждый, кто ищет правды, открывает Новый Завет и находит там правду. Правда в том, что Господь любит нас, правда в том, что люди ненавидели Христа, правда в том, что люди ненавидят тех, кто идет по стопам Христовым. Мы видим, какой напор ненависти и неправды идет против истинной, канонической Православной Церкви. В Советские времена война была открытой, сейчас – война информационная. Мы с вами собираемся в храме Божием, чтобы молиться в дни Господских, Богородичных праздником, в Дни памяти святых угодников Божиих. И не просто собраться и порадоваться, а каждый раз что-то подчерпнуть для себя лично, тот строительный материал, который является основным для фундамента нашего внутреннего храма. Взирая на тот подвиг, на то великое служение Крестителя Господнего Иоанна, мы с вами должны подражать ему, его исповедованию, его ревности, его служению Господу нашему Иисусу Христу. Аминь».

Накануне Правящий архиерей совершил Всенощное бдение в Свято-Покровском храме г. Первомайск, в сослужении ключаря храма прот. Вячеслава Симчука, клирика храма прот. Валерия Васильева и прот. Василия Мегела.

Галерея изображений