"Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой Святый..."

26.09.2016

Накануне праздника Воздвижения Креста Господня епископ Вознесенский и Первомайский Алексий совершил всенощное бдение и чин Воздвижения Креста в Свято-Никольском храме г. Первомайск.

Его Преосвященству сослужили благочинный Первомайского районного округа прот. Вячеслав Симчук и настоятель храма прот. Анатолий Нырко.

Перед богослужением Крест, украшенный венком из живых цветов, при пении тропаря и кондака праздника был перенесен на Престол, где находился до момента изнесения его на середину храма.

За всенощным бдением была совершена лития - усердное моление с призыванием многочисленных святых угодников Божиих о мире всего мира, благостоянии Церкви Божией, о болящих и плененных и о всем народе.

Полиелей был совершен в алтаре - у Креста, пред которым было воспето величание: "Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия".

Во время пения великого славословия епископ Алексий в полном облачении трижды, в предхождении диаконов, совершил каждение святого престола, на котором возлежал святой Крест. При пении заключительного Трисвятого, Архипастырь, взяв крест и возложив его на главу, в сопровождении сослужащей братии исходит северными дверьми - с предшествующими ему диаконами со свечами и кадилами - совершая крестный ход до Царских врат, под пение погребальным напевом Трисвятой песни - "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!". Перед Царскими вратами звучит возглас Архиерея: "Премудрость, прости". Хор торжественным напевом воспевает тропарь праздника: "Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство".

Сопровождаемый духовенством, Владыка Алексий, держа Крест на своей главе, возшел на кафедру, установленную посреди храма. Начался Чин Воздвижения.

Церковный Устав так описывает его совершение: "Предстоятель , держа Крест, обычно украшенный живыми цветами, стоя на восток (к алтарю) начинает первое воздвижение - поднятие Креста вверх. Перед Крестом, на некотором расстоянии, становится протодиакон, держа в левой руке свечу, а в правой - кадило, и возглашает громко и раздельно во услышание всех: "Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимся Тебе, услыши нас, Господи, и помилуй, рцем вси". Певцы поют сто раз: "Господи, помилуй". В начале пения "Господи, помилуй" Предстоятель трижды осеняет Крестом на восток и при пении первой половины сотницы медленно преклоняет главу свою с Крестом насколько может ниже, "на пядь от земли". При пении второй половины сотницы настоятель медленно поднимается. При пении в 97-й раз "Господи, помилуй" настоятель выпрямляется и, стоя прямо, опять трижды осеняет Крестом на восток. Предстоятелю помогают держать Крест остальные священнослужители, тем самым, соучаствуя в чине Воздвижения.

Крестом освящается все четыре стороны света. Поэтому после этого Предстоятель обращается лицом на запад. Другой диакон, стоя перед Крестом, возглашает: "Еще молимся о милости, жизни и оставлении грехов Великаго Господина и Отца нашего Святейшаго Патриарха Кирилла и Господина и Отца нашего Блаженнейшего Митрополита Онуфрия и Господина нашего Преосвященнейшего епископа Алексия, и всего о Христе братства нашего, о здравии и о спасении, рцем вси". Совершается второе воздвижение, как и первое, но на запад.

Третье воздвижение - лицом к югу. Диакон возглашает: "Еще молимся о Богохранимей стране нашей, о властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте".

Четвертое воздвижение - на север. Диакон возглашает: "Еще молимся о всякой душе христианской, скорбящей же и озлобленней, здравия, спасения и оставления грехов требующей, рцем вси".

И в пятый раз Архиерей вновь поворачивается лицом к востоку и снова совершает воздвижение Креста. Протодиакон возглашает: "Еще молимся о всех служащих и послуживших во святем храме сем отец и братий наших, о здравии и о спасении, и оставлении грехов их, рцем вси".

Этот чин Воздвижения символизирует собой во-первых, воспоминание того исторического события, когда царица Елена – мать императора Константина Великого обрела Крест и Патриарх вместе с ней подняли его – поставили вертикально для того, чтобы весь собравшийся народ мог видеть и поклонится этому Святому Кресту, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. И народ перед Крестом встал на колени и пел "Господи помилуй".

Второе значение чина Воздвижения заключается в том, что когда священник поднимает Крест вверх, а затем медленно при пении "Господи помилуй" опускает его вниз, а затем снова поднимает вверх – это символически показывает нам то, что Господь сошел с Небес на землю, взял на Себя грехи людей, стал новым Адамом, исцелил в Себе ветхого человека и затем вознесся на Небо.

После всего этого Предстоятель с Крестом сходит с кафедры и возлагает его на специально приготовленный аналой в центре храма. И, стоя перед Крестом, священнослужители трижды поют: "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…" и совершают три земных поклона.

С глубоким молитвенным подъемом все молящиеся в храме от полноты сердца "едиными усты" многократно повторяют эту краткую, но содержащую так много смысла церковную песнь: "Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим!".

Галерея изображений