«Величай, душе моя, Пречестный Крест Господень».

26.09.2015

26 сентября, в канун празника Воздвижения Честно́го и Животворящего Креста Господня, епископ Вознесенский и Первомайский Алексий совершил Всенощное бдение в Свято-Варваринском храме г. Первомайск.

Его Преосвященству сослужили: клирик храма иерей Алексий Красин и клирик Свято-Никольского храма г. Первомайск иерей Александр Лобода.

После выноса Креста на середину храма, Архипастырь совершил Чин Воздвижения.

Этот древний православный обычай воздвигать Крест Христов, давший название празднику, восходит к IV веку.

По окончании Богослужения, Владыка обратился к присутствующим со словами проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры, всех вас поздравляю с праздником Крестовоздвижения. В IV веке, когда благоверная царица Елена обрела Крест Христов, она пожелала водрузить его в граде Иерусалиме, дабы все люди могли видеть Его и поклоняться Ему. Мы с вами сегодня были причастниками тысячелетней истории, причастниками действия, которое совершилось много веков назад в Иерусалиме.

В Евангелии сегодня мы слышали следующий отрывок:

«Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю. Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему. Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа. Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет. Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто Этот Сын Человеческий? Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них» (Ин. 12:28-36).

Имя Божие прославляется в наших душах, в наших сердцах, в наших делах. Крест Христов является знамением победы. Мы часто слышим, в основном, со стороны сектантов: «Как можно покоряться «орудию смерти»?» Они знают, что есть Евангелие, но они не знают Бога. «Как можно обращаться к Кресту, как к одушевленному предмету?» На самом деле Крест неотделим от Иисуса Христа. Так Господь устроил наше спасение. Апостол Павел говорит: «Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить Креста Христова» (1Кор. 1:17). Эллины, то есть греки, не могли понять тайны Животворящего Креста, они не могли понять, что через Него произошло спасение рода человеческого. Иудеи верили в Бога, но они ждали Мессию. Они ждали, что Он придет и спасет их от рабства римского, забывая о том, что человек, согрешая, изменяет Богу, впадает во всяческие беды и скорби. Они видели Иисуса Христа, но они не видели в Нем Мессию. Они видели в Нем обычного человека, Который не занимает никакого положения в обществе, Он не был магнатом, не принимал участия в Синедрионе. Кто Его окружал? Его окружали небогатые люди, не купцы, не цари, полуграмотные люди. Иудеям, конечно же, трудно было поверить, что Он – Мессия. Они смотрели на Него с пренебрежением, с осторожностью. И мы бы с вами тоже так смотрели. Мы часто так смотрим, принимая людей по лицам, а не по совести. Сейчас мы видим и верим, потому что мы знаем, что было, что произошло и что из этого вышло. Мы знаем это из истории, из Писания, из учения святых апостолов, из Священного Предания. Мы знаем, как должен прийти Мессия, мы знаем, как Он должен был пострадать на Кресте. И позорное Древо мы сейчас прославляем, потому что Господь освятил Его Своей Пречистой Кровью. Крест стал для нас Книгой Жизни. Мы верим, мы принимаем все это.

Чин Воздвижения Креста Христова совершал еще Патриарх Иерусалимский, чтобы все люди могли увидеть его издалека. Сейчас мы совершаем тоже самое. Мы знаем, что это – победное знамение христиан, украшение Церкви. Кто осеняет себя крестным знамением и несет его со смирением и с благодарностью Богу, тот достигнет Царствия Небесного. Но зачастую мы проигрываем. Проигрываем тирану, который постоянно нас терроризирует – сатане, который, в конце концов, придет и убьет нас. Мы с вами проиграли. «Смерть грешников люта, и ненавидящии праведнаго прегрешат» (Пс. 33:21). Но если мы будем идти по стопам Христовым, Господь нас воскресит от жизни греховной в жизнь вечную. Господь спасет нас от греха, от смерти, от порока. Но мы проигрываем. Потому что не храним до конца верности Богу, не с почтением относимся к святыне, к животворящему Кресту. Когда образовывается брешь в нашей обороне, сатане есть куда попасть, протиснуться помыслами, словами, делами, неприязнью, гордыней, злопамятством и т.д. Тогда мы начинаем впадать во всяческие беды. Схиархимандрит Зосима, ныне почивший, всегда говорил покаянные проповеди, об аде, о муках. Но в один момент ему было откровение и он перестал говорить подобные проповеди. Он начал говорить о прекрасном: о Царствии Божием, о той любви, которая изливается на нас. До конца мы не можем понять, что произошло на Кресте. Для человека эти события не могут уложиться в сознании. Даже для верующих иудеев – эти события также являются соблазном. Но в жизни все закономерно. Не мог прийти человек со стороны и совершить то, что совершил Христос. Это не укладывается в голове. Но человек, который открывает сердце перед Богом это понимает, он сопереживает этому, он это проживает вместе со Христом: и Голгофу, и Гроб, и Воскресение. Так бывает с каждой человечекой душой, которая искренне ищет Бога, которая пытается бороться с грехом. Тогда человек живет в этом духовном мире. Но объяснить эти события логически, как пытались это понять философы, законодатели – невозможно. Человек, который принимает на веру, осознает, понимает и ценит тот Крест Христов, который носит на груди, ценит те скорби и болезни, которые претерпевает, потому что понимает, что Господь учит и, тем самым, ведет ко спасению. Путь на Голгофу тернистый. Но всегда найдется человек, который помогает нести этот Крест. И Господь всегда невидимо предстоит рядом. От нас требуется только переставлять ноги и держаться за Христа. Главное не опускать руки, не отчаиваться и принимать все с верой. Не ища каких-то объяснений, пророчеств и т.д. Это нам не надо. Господь и так нам многое открыл, Он даровал нам то, что неотъемлемо от Него Самого – Животворящий Крест Господень, Который есть у каждого из нас на груди. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!» Памятуя о Боге, памятуя о Христе, мы всегда сможем достичь Царствия Божия. Аминь».

Галерея изображений